четверг, 10 сентября 2015 г.

мы такие же, как и вы

Сегодня случится нечто новое в моем забытом блоге. Если уж и возвращаться, то с новыми идеями!
В соседнем здании буквально вчера открылась новая библиотека. Нет, здесь не будет обзора на новую библиотеку. Хотя она стоит того. Сегодня на страницах моего блога пройдет эксперимент.
Ко дню открытия библиотеки (и не просто библиотеки, а социо-культурного центра Тэффи), организаторы решили пригласить начинающую писательницу. Я не смогла бы это пропустить при всем желании. Но помимо того, чтобы послушать настоящего писателя, я решила прочитать хотя бы одну ее книгу и написать рецензию. И в общем суть эксперимента - меняется ли мое отношение к книге, если я понимаю замысел автора из уст самого автора.
Итак, я собралась с силами, отложила все "важные" дела и сходила на данное мероприятие.
Безусловно, я получила приятные эмоции. Безусловно, энергия людей, а особенно заинтересованных людей, людей, которые объединены каким-то общим интересом - это энергия мощная. Это вдохновение, это чувство объединения, чувство общности. И логично, что на мое мнение о книге это должно было повлиять.
Небольшое отступление. Елену Вернер позиционируют как молодую писательницу (27 лет от роду) в жанре психологическая проза. Елена также является сценаристом и помощником режиссера. То есть, понимаете, такая драматическая дама, закончила сценарный факультет ВГИКа и издала три романа за один год.
О самих романах, кстати, в интервью было мало что сказано. Люди из зала задавали вопросы, пытались обсудить с автором какие-то мелочи из прочитанных книг, им непонятные. Зачем-то задавали вопросы о том, как она относится к творчеству Януша Вишневского или Валерии Гай Германники. Я не совсем поняла этот посыл.
Изначально, в плане мероприятий написано, что будет происходить презентация новой книги - Верни мои крылья. О самой книге было сказано только то, что эта книга наполнена мистикой, загадками какими-то. Но из беседы я поняла, что Елена пишет в принципе в одном жанре и в одних типичных для нее рамках - то есть, о любви конечно мужчины и женщины, о каких-то высших силах, наподобие судьбы, которая вмешивается в жизни героев.
Книгу "Верни мои крылья" я и попыталась прочитать. Думала, презентация все таки состоится. Мне хотелось бы понять, что хотела сказать автор, как книга задумывалась, как она позиционируется, какие эмоции испытывала автор и что ее натолкнуло на мысль включить в свой роман отсылки к древнегреческим мифам? Но на все эти вопросы я не получила ответа.
Данное мероприятие было похоже на встречу с фанатами и, собственно, интервью Елены Вернер.
Я ничего не читаю зря и времени потраченного не жалею. О книге хотела бы сказать, что это не самая худшая книга о любви, которую я читала (особенно у современных авторов-женщин). Возможно, она подкупила меня сюжетом - ничем не примечательная девушка старается быть невидимкой по жизни, но телефонный звонок, раздавшийся в ее трубке поздно ночью переворачивает ее жизнь. Признаюсь, мне нравится читать об отношениях на расстоянии. Вот нравится - и уже ничего с этим не поделаешь. Мне нравятся такие героини - вроде бы серые мышки, но видят и чувствуют гораздо больше. Мне близки такие темы. Но я неприятно удивилась, когда серую мышку (главную героиню Нику) автор начала ставить в один ряд с богинями Олимпа. Когда Ника засыпала, она видела сны, в которых представлялась себе крылатой богиней (можно написать и капсом) победы Никой. И именно в финале романа ей предстоит решить судьбу главного героя, который на нее, в общем, в этом полагается и дает все карты в руки. В книге также присутствует некий оттенок детектива, что делает роман не статичным, а живым. Это, безусловно,плюс автору. Хотя, должна сказать, детективная сторона не слишком хорошо продумана и не вызывает интриги, потому что разгадывается на раз-два.
Пока я читала роман, у меня также не возникало вопросов к тексту. Текст написан в такой спокойной манере, использованы достаточно интересные эпитеты, сравнения и мне доставляло читать ночные разговоры по телефону наших главных героев. Разговоров, правда, мало, но они емкие и осмысленные. В общем, ничего лишнего.
Поразил один момент - в книге даны сноски на совершенно банальные вещи. Вот к примеру, на первой странице дано этакое примечание автора о Николе Тесла. По-моему. это совершенно странно. Мало кто не знает Теслу и даже если твои читатели этого не знают - то из контекста, я думаю, понятно, что его можно классифицировать хотя бы как "ученый". А большего в книгах такого типа и не нужно желать от читателей. Эта книга написана для женщин, для женщин возраста самой писательницы, примерно от 25 и старше. На интервью сидели женщины как-раз такого возраста и даже несколько старушек. Но старушки усмотрели в этом романе и вообще в творчестве Вернер некую нить судьбы и назвали это богом и много спрашивали о том, как сама Елена относится к богу, к детям, к семье. Вот меня такие вещи вообще не интересовали. Хочу сказать, что в общем и жизнь Елены Вернер меня мало интересовала. Понятно, что родители были против ВГИКа, понятно, что в детстве Елена больше просиживала в одиночестве за книгами, а не играла со сверстниками, понятно, что Елена - существо чуткое и эмоциональное. Это все типично. И вы знаете, и ответы на вопросы своих читателей тоже были типичными. Складывалось ощущение, что она не хочет никого обидеть. Вот начали бабки спрашивать у нее про бога - так она согласилась с ними, что да, бог есть и он посылает нам испытания...ну вы знаете, как по прописанному отвечала. Начала женщина с ней спорить о творчестве Звягинцева, так она и с ней согласилась - да, Звягинцев и подобные ему слишком жестокие фильмы снимают.
В конце встречи, организатор сообщила вот буквально дословно - "вы удивительная женщина, Елена, и прекрасный рассказчик. Когда Вас слушаешь, то соглашаешься со всем и киваешь себе "да, да, это про меня. и это тоже? да, я тоже так чувствую". Понимаете? Автор и правда не хотела никого обижать и жаждала всем понравится. Одурачить восхищенных женщин и старушек ей удалось, все побежали за автографами. Но не меня! В своем стремлении показаться всем белой и пушистой, Елена Вернер потеряла индивидуальность. И поэтому я пишу о ней, как о человеке без собственного мнения. Как о собирательном образе милой женщины. Вы бы видели ее улыбку! Она притягивает и заставляет тебя улыбаться в ответ. Но наверно оружие писателя - это все таки слово. Нужно жечь глаголом, товарищ Вернер! Жгите впредь!
Всего Вам доброго! Хоть на какие-то два часа я действительно выпала из реальности и посмотрела на мир глазами писателя, может не самого лучшего писателя, но это стоило того.
Спасибо за внимание и помните - мое мнение носит субъективный характер. А если вы не согласны - буду рада комментариям и жестким дискуссиям.



Комментариев нет:

Отправить комментарий